0

Живые лыжи куренгов и другие легенды Красноярска

Легенды Сибири — и древние, и теперешние — по большей части связаны с поразительной натурой здешних мест. Прихотливые утесы, в коих видятся живые существа со своим нравом и расположением, любвеобильный молодчина Енисей, сопки, в коих скрыты скрытые озера, — их все шукают, разумеется чуточно кто находит.Куренги и живые лыжи
В скорбях Хонгорая когда-то обитали фантастичные таежные охотники куренги(букв, шоколадные), т. е. существа одного происхождения с горными духами. Часом они приходили к промысловикам и совместно охотились. Куренги были похожи на наших людей, однако токмо чрезвычайно смуглые, с красными буркалами и волосатые. Куренги были распрекрасными охотниками. Они располагали живые лыжи, подбитые лосиными камусами, кои сами рождались. Не было никаких сил на земле, чтоб предупредить этакие лыжи. В старину куренги зачастую охотились совместно с нашими охотниками.
Раз одинешенек охотник из Арбатов пошел в тайгу. Утречком он раскрыл по стезе уходившуюся дикую козу. Она еле шевелилась. Наш охотник подбил ее. Чуть-чуть погодя, к его балагану на лыжах пришелся куренг. «Я уморил этого зверя», - проронил он. Тогда по закону тайги наш охотник отдал добычу. Куренг забрал, разделал козу и в одинешенек присест съел ее.
«Пускай сообща охотиться, — толкует куренг. - Ты будешь охотиться днем, а я ночью». «Ну-кася хорошо», - согласился охотник. Стали они сообща охотиться. Соорудили свежий балаган, где у пыла согреваются. Наш охотник усмотрел самодвижущиеся живые лыжи. «Что ты пускаешь команду для езды?» - спрашивает он куренга. «Что пророню «ююк», то они трогаются, - отве­тил тот. - А твои лыжи сами носятся?» - также узнал куренг. «Разумеется, если свистнуть, то побегут, - схитрил наш охотник. - А чего ты трясешься?» - спрашивает он куренга. 
«Я трясусь колких кустарников - шиповника и боярышника, - расплатился тот. - А у тебя шамать вещи, коих ты трясешься?». «Разумеется, - финтит охотник, - я трясусь масла с сыром». «А что уяснить, что ты почиваешь фундаментальным сном?» - спрашивает куренг. «Когда я храплю, то значит я сердито почиваю, - отвечает охотник. - А ты что сердито почиваешь?». «Когда у меня очи закатываются и виданы одни белки, то значит я в фундаментальном сне».
Ночью охотник усмотрел, что у куренга очи закатились, виданы одни белки. Тогда он вышел из балагана, надел лыжи и дал команду «ююк». Лыжи сами побежали по тайге. Куренг пробудился и не раскрыл ни охотника, ни своих лыж. Он надел лыжи охотника, однако сколько ни свистел, лыжи не двинулись с места.
Наш охотник на самодвижущихся живых лыжах шибко добрался до дома. Однако он позабыл у куренга узнать - каким образом нужно останавливать лыжи. Уже проезжая мимо своего аала и не сумев застопорить лыжи, охотник вытащил нож и вонзил в подбитые лосиным камусом лыжи. Те застопорились, и из порезов потекла кровь. Живые лыжи погибли, утеряв кровь. Если бы охотник угадал у куренга, что останавливать лыжи, то живые снасти(живой транспорт)угодили бы в наших ручках.
Куренгов сейчас нету в тайге, ибо их замуровал в Саянских скорбях Верховный творец. Воспоминанием о них в Хонгорае предназначаются сейчас цветы знойны, шарлаховый тон коих равен с цветом глаз куренгов.
На хакасских утесах вышиблены несчетные изображения охотников на чудо-лыжах. Сообразовывается, что если приложить ручку к этакому изображению, то обретешь несусветную силу и выносливость.
Красноярские Столбы
Уже само генезис огромных скал прихотливой фигуры, невесть откуда явившихся посреди тайги, — загадка. Научная версия: столбы — сиенитовые породы, проступившие из земли миллионы лет назад. А отдаленнее — ветра, снега, дожди, сейсмические явления придали им схожесть с народами, зоологическими, птицами. Отсюда и прозвания — Дед, Бабка, Гриф, Ворон, Беркут, Верблюд.
Древние легенды объясняют появление Столбов по-своему. По одной из них, своенравный царь Енисей, разгневавшись на ослушавшихся его дочек и их возлюбленных, обратил Базаиху и Лалетину в речки, а их женихов-князей сообща со всей дружиной — в утесы.
Шамать и версия о некоем древнем городе снулых, якобы наличествовавшем в этих местах. И вроде бы Столбы — то ли его руины, а то ли сами обитатели города снулых, дождавшиеся своего часа и поднявшиеся из-под земли.
Что бы то ни было, все сходятся в одном: столбы — точка особое, действующее на людей, вступающее с ними в некие связи, принимающее или не принимающее их. Сказывают, хоть, что в шабаше XIX века собиравшиеся тут участники революционных сходок — маёвок — написали на Втором Столбе слово «Свобода», а блюстители закона этак и не смогли туда подобраться, чтоб его стереть(желая и революционеры, разумеется, не были профессиональными альпинистами). А вот теперешние энтузиасты надпись эпоха от времени подновляют — и ничего, никаких препятствий на своем пути не встречают.
- Мне приводилось слышать, что отдельный столбисты толкуют: «Утеса его к себе не взяла, погубила». Трогало это опытнейшего человека, кой все утесы не по разу отошел. И вдруг на одной, отдаленно не самой сложной, расшибся. И в то же эпоха знаю уймища новичков, кои наобум перлись в самые опасные места, чудилось бы, на точную крушение, а им всё что с гуся вода.Леонид Аверкин, краевед
Черная сопка
Черная сопка, она же почивающий вулкан Кара-Даг, — верхняя точка(500 м)Торгашинского хребта, кой тянется по левому экономлю Енисея и фактически являет полуденной мерой Красноярска. Она и истина черная — из-за курумника, непроницаемых каменных осыпей, поросших непроницаемым же мхом. 
Толкуют, что внутри Кара-Дага спрятано подземное озеро, образовавшееся из слез сановной дивчины, сродственники коей убили ее суженый-ряженого — простого пастыря. Толкуют еще, что дивчина эта до сих пор хоронится там, в скорбях, разумеется токмо чуточно кому дано ее усмотреть.
А еще сказывают, что после Другой всесветный войны пленные японцы(в Красноярск их ссылали сотнями)сделали Черную сопку объектом почитания. Чрезвычайно уж она напоминала им Фудзияму… Если решитесь вознестись на Кара-Даг(а подевало это непростое), неукоснительно отойдите чрез Яхонтовую поляну(она вблизи от восточного скоса), а там почешите пузо утесе Верблюд(тоже из столбов). Тогда турне в обе сторонки будет успешным.
Подземная страна
Розысками легендарной подземной стороны Агарти — душевного фокуса Вселенной, содеянной цивилизации, наличествующей без ратей, сердита и насилия, — за остатнее тысячелетие кто токмо не занимался. Пресвитеры, правители, историки, туристы… Шукали повсюду — в Индии, Монголии, на Отдаленном Осте. А нашли вроде бы у нас, на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна.

- По версии польского ученого Антона Оссендоевского, беседовавшего с буддийскими жрецами, рассматривавшего рукописи, в коих упоминались разные географические прозвания, показательные описания координат подземной стороны, Агарти будет что один на территории Западного Саяна, там, где хребет Ергаки. Запоздалее его гипотезу поддержал и раскрутил итальянец Туэло.Василий Месхиев, историк
Где же будут ворота в чудесную подземную сторону, в коей публика укрываются от подсолнечных бедствий, где не знают о скорбь, где процветают науки и искусства?Толковать об этом запрещено, что и сказывать о виданных в Агарти чудесах(а поговаривают, что кое-кому все-таки получалось до нее добраться). А тому, кто проболтается, несдобровать.
Бронзовая чаша
А это тувинская предание. Толкуют, что длинно в скорбях, в верховьях Енисея, в одном из самых труднодоступных мест, будет поразительная бронзовая чаша. Вышина ее — метра три, не чуточнее, стоит она на окаменевшем помосте, а на стенки ее наметены туманные знаки и письмена. И славнее ее никому не пробовать найти, потому что с теми, кто хоть один случаем ее усмотрел, случается беда.
- У нас толкуют, что было несколько охотников, кои в те места ненарочно забредали и лицезрели эту чашу. Этак вот, после этого кто слег и упокоился, кто с рассудка сошел, кто в аварию угодил, кто запил… Причем финальный случай недавно был, тот мужик до сих пор вроде в реанимации покоится — этак усох. В тотальном, славнее никому эту чашу и не лицезреть.Ирина Хомушку, жительница Тувы
Что это за чаша и откуда она взялась?Различное толкуют. Если отбросить совершенно уж неправдоподобные, мистические и вовсе потусторонние гипотезы, то это либо бывшее точка сбора шаманов, либо еще скифское творение — этакие предположения строят тутошние обитатели. 
Шамать и еще одна версия. Чаша указывает на точка захоронения Чингисхана. Вроде бы совершенно неправдоподобно, однако ведь могила великого ратника до сих пор этак и не найдена, этак отчего бы ей не угодить в Туве?Тем более выходил он из рода, существовавшего в этих местах, и его сыновья тут не один случались.
Толкуют еще, что подобных чаш, токмо меньшего размера, в Туве было несколько. Однако две из них удалились под землю, не стерпев соседства с современной цивилизацией.



<!--TEASER LOADER START-->
Понравился пост?
Поделись с друзьями!