Морские цыгане
Сказывает фотограф и путешественник Роман Суходеев: Морские цыгане. Всю свою существование кочуют они по волнам между Филиппинами, Малайзией и Индонезией, провождут свою существование то в ладьях, промышляя рыбной ловлей и добычей жемчуга, то в домах на сваях у берега. Перелетев из Москвы в столицу Малайзии, а затем добравшись в город Тавау, что на острове Борнео, я отправился на розыски поразительного народа баджао. И не был уверен, что найду его. Однако мне повезло: я познакомился с народом, кой привез меня к морским цыганам.
Побывать у диковинного племени, кое существует не на суше, а в море, было моей старопрежней грезой. Тут я отжил пару дней.
Цыганское дружелюбие я ощутил уже с порога. Еще до того, что выгрузил из престарелой ладьи гостинцы — мешок риса, бутыль масла и куль муки.
Сердитое посудина пять метров в длину и полтора в ширину — что еще потребно, чтоб весело столкнуться цыганскую старость?!
Корыто для морского цыганенка — что велосипед для «сухопутного» мальчугана. Бирюзовые волны моря Сулавеси с ребячества наполняют тело силою, а дух — здоровьем.
Баджао существуют общиной. И точны законам своих пращуров. В розысках хорошей добычи могут полным-полно дней кочевать в море, приплывая на экономил лишь для того чтоб, хоть, отметить священный месяц Рамадан, предать земле тело усопшего или сразиться свадьбу.
Меньшое поколение, этак же что и старшие члены племени, не смогли дать ответ на спрос «Сколько вам лет?». Все они сладкие ребятня моря и солнца, не созерцают часов. Желая мне встречались и этакие, у кого водятся документы.
Под кровлей дома своего, что славно, вечно четыре. Даже если кровлей предназначаются виртуозно переплетенные пальмовые листья.
Что правило, юные баджао не ходят в школу. Просиживать штаны за партой им не приводится. Разумеется и прямо-таки нахлобучивать — не вечно неукоснительно.
Нынче тятя семейства пришагал с работы пораньше. И с хорошей добычей. Косяк рыб угодил менее проворным, чем бывалый морской серый.
Созданные в море не толкуют по-английски. Однако мне, чудится, удалось уяснить, что с недавних пор промышлять рыбу сетями и крючками цыганам становится всё сложнее, приводится прибегать к помощи динамита. Ну-кася, кто тут пороху не нюхал?
В воду тут падают для того, чтоб искупаться, поплавать, набрать водорослей. Разумеется по любой нужде.
Эпоха, кое я прочертил у баджао, напоминало мне «Каникулы Бонифация». Всякое утро я, словно мультипликационный изнаночен, устраивал понятия для простосердечной ребятни. И даже научил, что точно обращаться с фотокамерой.
Умение продолжительно задерживать дыхание сообщается морским цыганам, что говорится, с молоком матери. Однако мальчишки — повсюду мальчишки. Решается пререкание «кто дольше» — на три кокоса.
Эпоха от времени приводится уходить в стезю за пресной водой.
Не стоит чаять, что существование цыган эфирна что ураган. Поколению молодых шамать над чем задуматься. После пары-тройки порожних «рыбных обозов» этак и тянет всё метнуть, перебраться на сушу и заняться куплей-продажей.
Однако покудова я тут гостил, не столкнулся ни одного тоскующего ребятенка. А ведь никакого интернета.
Начинающий ныряльщик с наслаждением позирует перед фотокамерой. Даже не колеблюсь, что в скором времени он, что и его тятя и дед, научится погружаться на 30-метровую глубину. Чтоб разобрать этим умением, ему придется… травмировать барабанные перепонки. Чутких объектов не потребно, потребуется не выравнивать давление, устремляясь на глубину. Ясно, что кровотечение, головокружение и тугоухость гарантированы, однако зато чрез месяц можно будет безболезненно опускаться на морское дно.
На другой подевай пребывания в морском царстве-государстве приметил: любой домик похож на жилплощадь Бабы-яги. Токмо вместо куриных ножек избушкам приделали ножки деревянные. К слову, сваи эти приводится частенько менять.
Караван в бирюзовой пустыне.
Сгонять, что ли, за моллюсками к ужину?
В отличие от сухопутных цыган, пророчащих житейские бури по ручке, цыгане морские предугадывают шторм по шелесту ветра.
Никаких социальных сетей!Токмо рыболовные!
За уборами — юбками, шортами, футболками, кепками, сланцами, бижутерией — члены общины ездят, что когда-то наши деревенские, на ярмарку.
Чтоб запастись одежей и едой, цыганам потребно эпоха от времени покидать свою морскую обитель.
Покудова дядьки распоряжаются ладьями и ловят рыбу, тетки стряпаются еду и моют белье. Всю домашнюю работу с легкостью выполняют даже девочки. Стирка для этой юной хозяюшки — в услада. А о стиральных машинах тут, разумеется, и не смешивают. Много-много — о свежем корыте.
Первые шаги. К родимый культуре или к цивилизации?Увлекательно, что изберет этот человек, когда вытянется?
©
- Сотрудник службы поддержки социальной сети
- Самый острый соус в мире
- Правила жизни Брюса Уиллиса
- ''Спрятянные люди'' Исландии